Как одевались в средневековье женщины


СРЕДНЕВЕКОВАЯ МОДА. ЧТО НОСИЛИ ЖЕНЩИНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

В средние века церковь имела колоссальное влияние на все сферы жизни, затронула она и моду. В раннем Средневековье (с 5 по 13 века) все мужчины и женщины без исключения должны были прятать тело под одеждой, не допуская ни одного открытого участка, кроме запястий и шеи. Абсолютное пуританство в нарядах радикально отличалось от античных мод, воспевающих красоту нагого тела и роскошь одежд, его подчеркивающих. Отныне на обнаженное тело было введено табу, ослушаться которого боялся каждый житель.

Раннее Средневековье отличается по большей части простой одеждой, которая надевалась через голову. Застежки, узоры и вышивка были не в чести отчасти потому, что мастерство пошива и отделки нарядов было утеряно. Чаще всего одежда была однотонной, окрашенная натуральными красителями. Самой популярной тканью был лен.

В дальнейшем традиционный костюм обретал многослойность. В ежедневный обиход в обязательном порядке были введены различные детали, надевавшиеся в определенной последовательности. Наряд и мужчин и женщин непременно начинался с камизы – это название нижней рубашки, которая стала, в сущности, первым нижним бельем. Рубашка представляла собой длинную белую тунику с рукавами, стягивающимися у запястий. Поверх камизы надевали котту, которая считалась уже верхней одеждой, хотя имела почти ту же конфигурацию, что и нижняя рубаха. Котта обыкновенно была контрастного цвета. Примечательно, что низшие слои населения носили более короткую котту, нежели обладатели высоких чинов. Чем выше был статус человека, тем длиннее была его котта. Поверх нее надевали просторный плащ, который называли сюрко. Он был похож на современное пончо и украшался гербом владельца, если таковой имелся.

Мужчины носили брэ и шоссы. Брэ – нижние широкие штаны, которые постепенно становились короче, пока не превратились в подобие современных трусов. Сверху брэ надевали шоссы – это предки чулок, которые в те времена носили только мужчины. Шоссы закрывали ногу до середины бедра, а сверху ее закрывала верхняя одежда.

Пока мужской костюм укорачивался и становится более облегающим, женское платье приобрело слегка восточные черты. В 14 веке Европа оделась в невиданные ранее наряды с декольте. Женщины стали уделять внимание декору, пуская в ход вышивку, пуговицы и бубенцы, которые позвякивали при ходьбе, что считалось особым шиком.

Такие ткани, как шелк, парча и бархат могли носить только представители высших сословий, более бедные облачались в более простые материалы, чтобы держать дистанцию.

В середине 14 века в моду вошли наряды с открытым корсажем и длинными рукавами. Их носили дворяне, правда, совсем недолго. Уже в 15 веке готический стиль становится главенствующим. Его определяли длинные шлейфы, конические головные уборы, имитирующие шпили древних соборов, а также туфли на высокой платформе. Такую обувь было необходимо носить, чтобы не путаться в длинных юбках.

Традиционные цвета средневекового костюма: красный, пурпурный, синий, желтый, коричневый и фиолетовый. Чем насыщеннее и ярче был цвет, тем большим успехом он пользовался у благородных дам. 

zhurnal.beauty-shop.ru

Что носили в средние века?

Одежда в средние века, была наследована от римского времени. Для всех слоев общества костюмы все были одинаковы и просты. Значительной разницы в одеждах рыцаря и крестьянина, мирянина и клирика не было. Так же мало чем отличалась одежда для мужчин и для женщин. Правда одним из нововведений, по сравнению с римской империей стало то, что одежда стала более закрытой. Чего требовал довольно суровый климат севера, особенно Германии, Франции, Англии. Так же на этом настаивала христианская церковь, стремясь как можно больше скрывать «греховную плоть».

В связи с этим ранние средневековые костюмы состояли из двух рубах – нижней и верхней, а так же штанов, плаща и мягкой обуви. Изначально, короткие штаны представлялись в виде обычного полотна, которое было закреплено у пояса и обернуто вокруг него. В последствии их стали делать чуть длиннее – до лодыжек и до колен, прикрепляя особыми завязками внизу. Со временем по верх таких штанов начали вешать еще одни, что бы те более подходили на прочные чулки, каждую ногу одевали отдельно прикрепляя штанину к поясу своеобразными застежками. Цельные же штаны появились только к 14 веку. Нижняя рубашка в средневековье не была поддевкой, как принято делать сейчас. Нижнего белья в Европе долго не было вообще. Сверху нижней рубахи одевалась верхняя, хотя обязательным это не считалось, вторая рубаха была короче первой и немного не доходила до колен. Что касается мужчин, то у них рукава второй рубахи были шири и длиннее. Украшали верхнюю одежду по подолу, рукавам и вороту. Плащ был вида прямоугольного куски материала, который застегивали на правом плече или спереди застежкой. В 10-11 веках, этот плащ был довольно коротким, слегка прикрывал верхнюю часть тела. Обувь была более закрытой, которую изготовляли из мягкой цветной кожи, без подошвы. Такая обувь отлично подходила для верхней езды или для дома. Для прогулок по улице использовали деревянные башмаки или попросту шли босиком.

Средневековье, со своим вниманием к символу и знаку, а так же стремлением к иерархичности, так же и в одежде внесло довольно значительные изменения в принципы построения костюма. Аксессуары и украшения теперь сильно отличались у разных слоев населения, например крестьянина и рыцаря.

Со временем начала привлекатьcя в массы так называемая «литературная одежда»: платье мерян стало отличаться от платья духовенства, и следовало византийскому канону.

Отличия в одежде помещиков начались, прежде всего, с их цвета. Простолюдинам запрещалось носить яркие цвета – он обязан был ограничиваться серями, черными, коричневыми тонами. Знать же носила красное, синее, зеленое. Вместе с тем стали изготавливать высокосортные материалы из шерсти и льна. Введу этого, одежда, сшитая дома стала признаком плохого происхождения и соответственно оставалась только в обиходе крестьян.

Следующей же чертой новой моды, было удлинение одежды – сама рубаха становилась длиннее, ее рукава также удлинялись и расширялись, богачи ее украшали орнаментом. Стала украшаться вышивкой не только верхняя но и нижняя одежда, так же на верхней рубахе был особый ворот, который кроился таким образом что бы из под него виднелась нижняя рубаха. На подолах обеих рубах были такие же орнаменты. Так же внимание стали обращать на пояса, которые с недавнего времени было принято носить поверх льняной рубахи, он накладывался сверху обтягивающий ткани из шелка. Пояс богато украшался, и завязывался так что бы его концы свешивались до пола.

рыцари средневековья рыцарские турниры средневековья рыцари россия в средневековом мире еда средневековых рыцарей геральдика средневековья средневековое оружие рыцарь происхождение самые известные рыцари средневековья средневековые рыцари 13.12.2017

listatel.ru

Средневековая мода – вдохновляющие образы

Эпоха Средневековья охватывает около тысячи лет, на протяжении которых формировалась и развивалась мода, ставшая источником вдохновения для последующих эпох. В наши дни дизайнеры не прекращают обращаться к мотивам этого периода, и это неизбежно. Средневековая мода, растянувшаяся на много сотен лет, подарила миру массу интересных образов, нашедших отражение в разных стилях, от романтического до готического.

Целомудренная одежда

Средневековье характеризуется большим влиянием церкви и религиозным воспитанием, что не могло не обнаружить своего влияния в костюме. В раннем Средневековье (с V по XIII век) европейские мужчины и женщины все без исключения должны были скрывать тело под одеждой, не оставляя открытым ни единого участка за исключением запястий и небольшой области у горлового выреза. Этот период разительно отличался от Античности, в которой воспевалась красота человеческого тела и роскошь одежд. Теперь на показную красоту было наложено табу, и одежда была очень простой.

Раннее Средневековье характеризуется по большей части накладной одеждой, той, которая надевалась через голову подобно костюмам периода Древнего Царства в Египте. Вышивка орнаментом применялась крайне редко из-за того, что традиции были утеряны в веках, поэтому одежда была в основном однотонная, окрашенная природными красителями. Ткани для пошива одежды также применялись самые простые, например, лен.

Стремление к многослойности

Со временем костюм становился многослойным, и определенная последовательность его деталей являлась обязательной. Так мужской и женский костюм начинался с нижней рубашки – камизы, длинной туники белого цвета с длинными рукавами, которые стягивались на запястьях. На камизу надевалась котта, которая у мужчин с течением времени менялась в длине, заметно укорачиваясь. В веках потерялась не только длина подола котты, но и ее рукава, ставшие совсем короткими. Плащ сюрко надевали на котту.

Помимо вышеперечисленных предметов одежды мужчины также носили брэ и шоссы. Брэ – нижние просторные штаны, которые со временем укорачивались и уменьшались в объемах, пока не превратились в миниатюрные трусы, вернее, в их ранних предшественников. Ношение брэ дополнялось обязательными шоссами. Их уместнее всего назвать предками современных чулок, но в средние века их носили только мужчины. Шоссы доходили до середины бедра, закрывая ногу, которую сверху прикрывала верхняя одежда. В XIV веке в мужской европейской моде появился дублет – камзол, доходящий до середины бедра и имеющий облегающий силуэт.

Пока мужской костюм укорачивался и становится более прилегающим, у женского платья появлялись черты восточного стиля с его тягой к тяжелым юбкам и струящимся тканям. XIV век характеризуется невиданным ранее в Европе открытым вырезом, который открывал область декольте. Кроме того, стиль стал более свободным, благодаря чему женщины могли декорировать свои наряды, украшая их вышивкой, пуговицами, вытачками, которые подчеркивали прелести дамской фигуры. Бубенчики, которые позвякивали при ходьбе, нашивались на платья как женщин, так и мужчин.

Все эти модные новшества были не по душе законодательной власти, которая ограничила ношение одежды из благородных тканей определенными сословиями. Так шелка, парчу, золотую вышивку, бархат и прочие ткани могли носить только представители высших сословий, другие должны были сдерживать свои модные порывы.

В середине XIV веке начали носить упелянды – наряды с открытой передней частью, с широкими длинными рукавами, которые потом стали трансформироваться. Упелянд носили представители дворянского сословия, но совсем недолго. Уже к двадцатым годам XV века на его место пришла роба, ярко характеризующая готический стиль с его открытым декольте, длинным шлейфом и коническими головными уборами, стремящимися ввысь. Объемные драпировки и длинные юбки требовали удобной обуви – таковой стали тулии на очень высокой платформе, которые носили и женщины, и мужчины.

Красный, пурпурный, синий, голубой, желтый, коричневый цвета были наиболее распространены в средневековой одежде. Белый цвет не использовался для пошива одежды благородными дамами, которые носили только платья, ведь им нужно было выглядеть богато, а значит, ткани должны были быть цветными.

Мода при дворе Людовика XIV: роскошь и излишества

www.womenclub.ru


Смотрите также