Как люди одевались в средневековье


Средневековая Европа. Какую одежду носили в Средние века?

Так как существовало четкое классовое разделение людей, то и одежда отличалась по достатку и, что важно, месту в обществе: даже вдруг разбогатевший крестьянин (но это маловероятно) не мог носить шелка и бархат, а его жена — богато украшенное драгоценностями платье. Нельзя: надо было знать свое место, равноправием никаким тогда и не пахло.

Поэтому такое понятие, как «мода», применимо только для знатного класса людей Средневековья. Богатые горожане и торговцы тоже могли красиво и богато одеваться, но необходимо было отличаться, соблюдать дистанцию и ни в коем случае не сойти за человека голубых кровей. Между знатью и остальными людьми в то время существовала огромная пропасть.

Бедняки одевались просто и незатейливо, их одежда становилась не моднее, а скорее практичнее. Одежда простолюдинов была похожа на господскую, но из более дешевых тканей и без украшений. Мелкий небогатый феодал порой мало отличался с виду от своих крестьян.

В Раннем Средневековье преобладал романский стиль, сочетающийся с варварскими элементами, остатками римской моды и византийской — на кайму. И мужчины, и женщины носили две туники (камизу и котту), которые надевали одна на другую и подпоясывали ремнем. Мужчины носили подобие штанов — брэ, которые привязывали к икрам ног, а также шоссы — своеобразные чулки, с завязками у бедра, которые носили и женщины — с разными бантиками и другими украшениями.

Различия одежды наблюдались лишь по длине: у женщин платья — блио — длиннее, и больше отделки драгоценностями и вышивкой. Грудь дамы поддерживал жакет с высокой талией — жип. Украшения отличались умеренностью и простотой.

Тогда же стали набирать популярность плащи самого разного кроя, которые закрепляли красивыми фибулами и булавками — пожалуй, это было не менее важно, чем сам плащ. Последний на протяжении веков претерпевал различные изменения. Был плащ, называемый мантель или, например, кап. Плащи богато отделывались мехами: чем дороже была ткань — тем выше статус его обладателя. Плащ был универсальной одеждой: он согревал, защищал от дождя и ветра, сохранял богато украшенный основной наряд.

Ткани ткали сначала в домашних условиях, ткацкие станки появились только в XI в. При изготовлении одежды в Средние века все материалы годились — шли в ход и кожа, и меха, не только ткани. Шелк был предметом роскоши и доступен лишь избранным, популярна была шерсть. Чуть позже появились бархат и парча — просто шик по тем временам.

Открывались цеха по производству тканей, некоторые на века приобретут особый статус из-за высокого качества продукции. К примеру, английская и фламандская шерсти несколько столетий будут удерживать твердые позиции на рынке.

Нижние рубахи — камизы, шили из льняного полотна, из которого делали и простыни. Годился и материал из волокон конопли — тик, более дешевый, чем ткани с добавлением хлопка, привозимые из Египта и стоившие, таким образом, недешево.

Поверх камизы одевалась котта (котт) — верхнее платье, у мужчин с течением времени ставшее совсем коротким, главным образом, из-за ношения лат, без которых в те беспокойные времена было никак нельзя. Сначала котта была с рукавами, потом стали кроить верхнее платье без рукавов.

Поверх котты мужчины надевали сюрко — более объемное одеяние, часто парадное, которое спадало свободными складками и не подпоясывалось. Разновидность сюрко — котарди, с большим объемом и количеством складок. Котарди в XV в. сменит дуплет — первая мужская распашная одежда на пуговицах или на шнуровке.

Обувь мужчин и женщин романского периода ни изысканностью, ни даже практичностью не отличалась: туфли или башмаки были мягкими, без жесткой подошвы и совершенно одинаковыми для обеих ног — правой и левой.

С XII в. одежда становится более изысканной и богаче украшенной. Набирает популярность мех, особенно горностая. Крестоносцы, вернувшиеся из Палестины, много нового привнесли в быт европейцев, касалось это и одежды: она стала длинная у мужчин, как и у женщин. И как дамы, мужчины стали отращивать волосы, еще и завивать их. Женщины стали применять косметические средства для лица и даже красить волосы. Подобное, естественно, порицалось церковью.

С наступлением готики, в период позднего Средневековья, одежда теряет свою простоту. Одновременно и строгость, и абсурдные излишества характеризуют готический стиль в одежде. Женское платье становится более облегающим и эротичным — по фигуре. На поясе модно носить разные мелочи: брелоки, ароматические шарики, ключи, кошельки, ножи, которые носили и женщины.

Вместе с тем подол волочится по земле, рукава тоже свисают, а конические головные уборы, так называемые геннины, могут достигать одного метра в высоту. Чем знатнее дама, тем выше ее головной убор и длиннее шлейф платья. Головные женские уборы часто имели причудливую форму.

Очень популярны были различные вуали, которыми славился французский город Реймс. Носили и просто платок — балич — покрывающий волосы и плечи. Калот — вязаный в виде сетки чепец, покрывающий волосы или затылок, весьма популярен в XV в. во Франции за свою практичность и изысканную простоту.

У мужчин головные уборы тоже имелись. Был популярен чепец каль, который носили мужчины, причем как благородного происхождения, так и не благородного. Различия лишь в качестве ткани. В Италии популярна в XV—XVI вв. бальцо — похожая на тюрбан шапка на каркасе из металла или кожи. Разнообразные береты — тоже очень популярный мужской головной убор в Средние века.

Добавить сюда неудобную остроносую обувь — клювовидные башмаки (пигаши или пулены), иногда с вычурно длинным носом, то непонятно, как люди, передвигались. Нос таких башмаков мог быть плоским или загнутым вверх и достигать в длину полуметра. Сегодня такая обувь вызывает недоумение и смех, а тогда это было очень модно.

Женское платье в XIV в. разделяется на лиф и юбку, что, конечно же, намного практичнее, так как позволяет комбинировать различные детали одежды. Рукава тоже можно менять, закрепляя их у плеча. Такая особенность позволяла дамам безболезненно расставаться с рукавами, например, на турнире: широко практиковался обычай «отрывать» рукава и дарить их избранным рыцарям. Все больше открывалось декольте, а грудь поддерживалась лифом со шнуровкой.

Эротичность проявлялась не только в женских нарядах. Так называемый гульфик, закрывающий самую мужественную часть тела мужчины — важная деталь мужской одежды позднего Средневековья. Чем он больше, тем круче. Модники даже подкладывали в него, допустим, сено или еще что-то для придания объема.

Понятие моды как социального явления сложилось при бургундском дворе. Дижон, столица Бургундии, одновременно и город «средневекового гламура». Франция — уже бывшая законодательница моды, сильно пострадавшая в Столетнюю войну, уступила на время свои позиции. Бургундский двор приобретает неповторимый лоск, особенно при Великом Герцоге Запада — честолюбивом Филиппе Добром, который занимался не только политикой, в которой был весьма опытен, но и поощрял развитие искусства, ремесел, торговлю и вообще способствовал возвышению бургундского герцогства во всех сферах.

В эпоху Ренессанса моду диктует уже Италия. Надо отметить, что менталитет любой страны так или иначе влиял на моду и создавал те нюансы в деталях наряда, которые характерны для определенной местности, со своим климатом, устоями, историей и многими другими факторами. Политика, как ни странно, тоже влияла на моду.

Выглядеть шикарно, богато и со вкусом хотели представители знати любого государства, даже с пуританскими устоями: мода и там «просачивалась» медленно, но верно, в ряды высшей знати и состоятельных горожан, игнорируя церковные запреты, угрозы наказания и порицания большинства общества. Теги: одежда, Средневековье, Европа, мода, история

shkolazhizni.ru

Одежда Средневековья

Под мощным влиянием церкви в эпоху Средневековья человек создает себе новый образ – образ человека-аскета, который отрекся от всех радостей и удовольствий земной жизни, и эти характерные черты как нигде проявлялись в стиле одежды. Рассмотрим же, какую одежду носили мужчины и женщины в мрачную, но по-своему романтичную эпоху Средневековья.

Одежда раннего Средневековья

Период между античностью и ренессансом, занимающий промежуток V-XIII веков, историки назвали ранним Средневековьем, характеризующимся огромным значением религии во всех сферах жизни человека. Это не могло не коснуться и стиля одежды – мода Средневековья имела такие отличительные черты, как длинные тяжелые ткани для женщин, скрывающие все тело, а замужние женщины даже волосы прятали под платок.

Мужская же одежда раннего средневековья – это не что иное, как рыцарские доспехи, широкий плащ поверх непробиваемого облачения, и, конечно же, шлем. Спустя время шлем стали украшать тканевым валиком, известным под названием «бурлет», также появились популярные на современных карнавалах маски. Именно в это время утвердился такой идеал, как «гербовый костюм» — идеальное обмундирование для рыцаря.

Средневековая одежда позднего периода

Позднее средневековье (XIII – XV века) можно охарактеризовать появлением многих элементов одежды мужского костюма – итак, в моду вошли штаны различной длины, называемые «брэ», короткие рубашки-туники, кожаная обувь вроде постолов или башмаков.

Одежда же дам средневековья отличается более широким покроем платья, ярко выраженной талией и пышной юбкой, появляется множество различных видов украшений, делающих платья очень громоздкими и тяжелыми. Также следует отметить, что, несмотря на внешнюю роскошь, изготавливались такие платья из тяжелых и очень грубых тканей.

Одежда Средневековой Руси

В Средневековой Руси вышеописанную одежду носили лишь представители знатного общества – плащи и брюки разных покроев для мужчин и широкие богатые платья для женщин.

В народе же традиционной мужской одеждой в Средневековой Руси считалась всем известная льняная рубаха и штаны, называющиеся портками, сшитые из грубого полотна.

Что касается одежды для женщин в Средневековой Руси, их мода также не баловала большим разнообразием. Одевались женщины в длинные платья простого прямого покроя, не отличающиеся красотой и высоким качеством тканей, а под низ одевалась белая льняная рубаха.

Один из древнейших элементов женской одежды в эпоху Средневековья на Руси стала понева – поясная одежда для замужних, одеваемая поверх рубахи.

Средневековый стиль в одежде – новое веяние в современной моде

Как уже множество раз замечено, новая мода – это не что иное, как возвращение давно забытой старой, и современная, популярная во многих кругах одежда в готическом стиле – это не что иное, как возвращение традиционных костюмов Средневековья.

Самым ярким примером возвращения моды Средневековья в одежде – это готические платья с неглубоким декольте, широкой, местами присобранной, юбкой и большим количеством тканевых рюшей и вставок. Конечно же, они кардинально отличаются от одежды знатных дам эпохи Средневековья – ткань стала более легкой и приятной, меньшее количество декора придают вещи более изысканный стиль, однако характерные отличительные черты такого платья остались в первозданном виде.

Также мода Средневековья отразилась в молодежной одежде готической субкультуры – темные обтягивающие и пышные платья разной длины в сочетании с черными волосами и броским макияжем создают особое представление об их обладательнице.

Статьи по теме:
Культовая одежда эпохи СССР

Некоторые современные «знатоки» моды утверждают, что в СССР не было модной и стильной одежды — все было буднично, серо и уныло. На самом деле это, конечно же, не так. Взять хотя бы стиляг — исключительно «советское» бунтарское молодежное течение.

Россия 17 века была достаточно самобытным государством, со своей культурой, традициями и, конечно же, модой. Одежда была в основном традиционно русской. И лишь с приходом к власти Петра I в конце 17 века началась активная экспансия всего европейского, в том числе и в моде.

Мода 17 века – это время ярких и неожиданных решений, буйство красок и аксессуаров, период соперничества английской пуританской простоты с роскошью французского двора. А еще — это расцвет любимого многими модницами стиля барокко.

Рассматривая историю моды 16 века, можно заметить несколько тенденций, радикальных течений и традиций. Причем, некоторые из модных идей того времени популярны и сегодня, и активно используются многими известными модными дизайнерами.

womanadvice.ru

Одежда, обувь и украшения в средневековой Европе

Тема: Хозяйственная и повседневная жизнь в средневековой Европе

Одежда людей раннего Средневековья была на удив­ление однообразна. Не было больших отличий в одежде знатного человека и крестьянина, мужской и женской одежде. Основу её составляли короткие штаны и испод­няя льняная сорочка до колен. Также надевали ещё одну верхнюю рубашку из плотной ткани, немного ниже поя­са. У мужчин рукава верхней рубашки были длиннее и шире, чем у женщин. Одежду надевали через голову, так как пуговиц тогда ещё не было. Зажиточные люди носили ещё и плащ простого кроя. Мужчины перебра­сывали его через плечо, а женщины укрывали им плечи полностью. В конце раннего Средневековья появился плаще капюшоном. Обували и мужчины, и женщины одинаковые остроносые ботинки, причём не различая левый и правый.

Д. Гирландайо. Молодая женщина. 1486 г.

Важным элементом одежды в эпоху раннего Средне­вековья был пояс, который, кроме прямого назначения, ещё и заменял карманы, ведь их тогда тоже не было. Всё необходимое человек носил в котомках и кошельках, по­хожих на мешочек, привязанных к поясу. При необходи­мости в пояс также зашивали монеты или письма.

В XII в. манера одеваться меняется. Именно с это­го времени появляются первые признаки моды как таковой. Женщины начали носить юбки, а мужчины — длинные чулки, которые крепились к поясу коротких штанов. Появились пуговицы, что повлияло на фасон одежды. Наблюдаются также отличия в одежде знати, горожан и крестьян, прежде всего цветом. Простонародье должно было носить чёрный, серый и коричневый, тогда как знать красный, зеленый, синий. Одежду знати и горожан украшали орнаментальной вышивкой, кружевом и даже драгоценными камнями. Наряды стали шить из хлопковых и шелковых тканей профессиональ­ные ремесленники. Домотканую одежду носили лишь крестьяне.

В. Карпаччо. Портрет рыцаря

В XIII в. вместо верхних сорочек стали надевать приталенную шерстяную одежду, удачно подчеркива­ющую фигуру, особенно у женщин. Новым элементом одежды, в частности богатых женщин, была безрукавка с пуговицами, украшенная вышивкой и окаймлённая мехом. Самостоятельной деталью одежды постепенно становится капюшон, который отделили от плаща. Так появились первые головные уборы — шапки, колпаки, шляпы. Среди горожан особенно популярными были береты. Зажиточные люди носили береты из дорогих тканей, украшенные мехом и драгоценными камнями.

Позднее Средневековье можно назвать карнавалом моды, потому что никогда до этого народы Западной Европы не одевались так причудливо и ярко. В среде знати прослеживается стремление сделать талию как можно тоньше как у женщин, так и у мужчин. Женщины пытались достичь своего идеала с помощью платья особенного покроя и шнуровки. От женщин не отставали и мужчины. В XIV в. мужские чулки превратились в штаны современного типа. Кроме того, почти каждый знатный мужчина начинает носить узкий короткий камзол, застёгнутый на все пуговицы. Поверх камзола и длинных зауженных штанов одевался ещё наряд произвольного кроя с широкими рукавами или прорезями вместо них. Такую верхнюю одежду шили, как правило, из бархата.

Пулены

Крестьяне носили деревянную обувь, изредка кожаную без каблуков. Грязными городским и улицами ходили в патинах деревянных колодках на высоких каблу­ках. С XII в. носки ботинок начали вытягивать. В XIV в. в Бургундии появляется особый вид обуви знатных мужчин — пулены. Моду на них ввели рыцари, чтобы подчеркнуть свою непричастность к физическому труду. Потом обувь стали удли­нять и богатые бюргеры. Членам королевской семьи позволялось носить пулены длиной до 70 см, родовитым дворянам до 60 см, простым рыцарям до 45 см, горожанам — до 30 см, а простолюдинам — до 15 см. Длинные носки такой обуви привязывали к коленям или даже к поясу.

Брошь с изображением Клеопатры. 1590 г.

Носили в Средневековье рукавицы и перчатки. В первую очередь они нужны были крестьянам. Но постепенно перчатки стали элементом роскоши и приобрели символическое значение: войти в них в церковь считалось неприличным, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, воспринималось как обида. Вручение перчат­ки означало признание вассальной зависимости. Бросить её первым кому-нибудь означало выказать презрение и вызвать соперника на поединок. Рукавицы были неотъемлемым атрибутом соколиной охоты, когда птицу держали на руке. Шили перчатки и рукавицы из оленьей, телячьей и овечьей кожи. Материал с сайта //iEssay.ru

Камея с изображением орла. Мюнхен. 1230 г.

Не только женщины, но и мужчины носили различные украшения: перстни, браслеты, ожерелья, цепочки, брошки, расшитые шелком кошельки, золотые и се­ребряные пуговицы и т. п. Знать много внимания уделяла своему телу. За безумные деньги они покупали у торговцев с востока косметику, бальзамы, ароматические масла, парфюмерию.

Одежда определяла место человека в обществе. Отсюда и стремление выразить себя в одежде, не жалея сил и средств. Богатые горожане пытались не отставать в роскоши от сеньоров. Королевская власть требовала от бюргеров носить одежду из тканей темных оттенков, а их женам под страхом наказаний не позволялось оде­вать шелковые платья, длинные шлейфы и мех. Но указы не выполнялись — во все времена женщины идут на любые жертвы, чтобы быть красивыми.

Пулены — мужская обувь с длинными загнутыми вверх носками, иногда украшенными фигурками зверей, колокольчиками и даже маленькими зеркальцами.

На этой странице материал по темам:
  • украшения в средневековье

iessay.ru

Мода средневековья

Мода существовала всегда и у каждого народа были свои понятия относительно моды и стиля в одежде. Рассмотрим, для примера, моду средневековья, которая обусловливалась влиянием политики и религии и существенно отличается от современной моды.

История моды средневековья

Средневековье ассоциируется с мрачными картинами, серость которых отображалась и в одежде. Однако, начало Крестовых походов познакомило Европу с изысканностью арабских стран, которые внесли в средневековую моду шик, блеск и эксклюзивность. Так, наряды для знати изготавливались только из дорогих материалов, обрамлялись мехом, золотом и драгоценными камнями. В тренде стали яркие цвета, а вот применение белой ткани считалось признаком безвкусицы и бедности. Были и свои особые предпочтения. Так, средневековая мода для женщин предполагала ношения наряда-капусты из трех составляющих. Это длинная рубашка по типу нижнего белья, далее нижнее платье и платье верхнее. Стоит отметить, что два последних элемента изготавливались из шерсти и имели длинные рукава. Можно только представить, какой вес имел данный наряд, с учетом различных украшений и декораций. В средневековье платья, не только женские, но и мужские, украшались различными бубенчиками.

Готическая мода средневековья

Новым веянием в средневековой моде стал готический стиль, когда простота кроя ценилась выше обилия мехов и золота. Так, наряды лишились складок античности и стали повторять изгибы тела. Теперь женщины в платьях себя чувствовали свободнее, а завершал ансамбль головной убор – горж. Он представлял собой сшитую из ткани трубу, расширенную по краям. Если сравнивать такой подход с модой раннего средневековья, для которого женщина имела простейший внешний вид, то готический стиль можно назвать настоящей революцией в мире моды.

Статьи по теме:

Женственная, легкая и струящаяся одежда эпохи классицизма до сих пор считается эталоном моды. Платья тех времен делали женскую фигуру настолько утонченной и привлекательной, что многие современные модельеры стремятся использовать в своих коллекциях элементы классицизма.

Каждый период истории являет собой уникальное сочетание классики, традиций и чего-то нового, порой настолько отличающегося от уже привычного образа, что кажется, эти два течения никогда не сойдутся воедино. Но чаще всего это мнение ошибочное, и мода начала 20 века является тому подтверждением.

Народные костюмы народов мира

у каждого народа есть свои традиции и правила, которые испокон веков передаются из поколения в поколение. Благодаря сохранности традиций и существует нация. Но, помимо этого, каждый народ отличается не только культурой и языком, но и своими костюмами, и у каждого народа они особенные.

Итальянский народный костюм

Народный костюм – это своеобразное отображение культуры и быта народа. И чем богаче история и культура, чем разнообразнее обычаи, тем богаче и национальный костюм. Давайте сегодня поговорим об итальянском народном костюме.

womanadvice.ru


Смотрите также